Предпосылкой для создания этого прибора стали неудобства, сопровождавшие солдат Первой мировой войны в зимний период времени. Когда проходили бои на заснеженных территориях, бойцы часто страдали от обморожения конечностей и переохлаждения. По истечении четырех лет с момента окончания войны были изобретены первые образцы приспособления, получившего название "каталитическая грелка".
Общие сведения
Принцип работы прибор заключался в использовании каталитической реакции – беспламенном окислении спирта или бензина. Вариантов таких "умных" приспособлений было несколько, но у всех имелись общие черты, главной из которых стала платиновая прокладка. Она находилась в резервуаре, набитом ватой, которая, в свою очередь, пропитывалась спиртом. В металлическом корпусе грелки были просверлены отверстия для поступления воздуха к катализатору.
Сегодня доступен широкий ассортимент разнообразных грелок, они применяются в туризме, спорте, охоте или рыбалке и служат для личного обогрева человека, а также для отопления небольших помещений (палаток, шалашей). В советское время выпускалась каталитическая грелка ГК-1, она была способна вырабатывать тепло до температуры в 60 градусов, и при этом работала от восьми до четырнадцати часов.
Устройство и принципы работы
Конструкция каталитической грелки представляет собой корпус, изготовленный из металла. Он приблизительно соотносим по размерам с ладонью взрослого мужчины. Внутри находится резервуар, к горловине емкости прикреплен катализатор, а в ней - вата, пропитываемая бензином. Закрывает горловину плотная крышка, в ней предусмотрены отверстия для поступления воздуха к катализатору.
Во время заправки бензин пропитывает вату, а затем в процессе испарения окисляется на катализаторе. Во время этой реакции и выделяется необходимое тепло. Катализатор представляет собой платиновую пластину, находящуюся внутри мелкой металлической сеточки, закрепленной на горловине грелки.
Способ применения
Поставьте горелку на ровную поверхность. Затем при помощи специальной лейки, которая есть в наборе, введите необходимый объем бензина для зажигалок или любой другой с высшей степенью очистки (ни в коем случае нельзя заправлять автомобильным бензином!). Лейку обязательно следует зафиксировать при помощи специальных зажимов во избежание протекания. Сняв лейку, на ее место наденьте катализатор. Убедившись в отсутствии разлитого топлива на корпусе, можете нагреть прибор зажигалкой или спичкой. До необходимой температуры катализатор нагреется в течение 5-10 секунд.
Уход за грелкой
Для долгой работы, как и любая другая вещь, приспособление требует тщательного ухода, но, к счастью, для этого нет нужды обращаться в сервис. Уход за грелкой производится довольно просто: необходимо перед каждой новой заправкой вытряхивать остатки топлива из резервуара. А со временем, когда поверхность катализатора загрязнится, его нужно прогреть в течение одной-двух минут над пламенем газовой плиты. Этим будет обеспечено прежнее состояние устройства. Каталитическая грелка снова станет нагреваться до максимальной температуры.
Автор текста: Поленов Валерий Валерьевич